Ambient Synths. Обзор Ambient-синтезаторов для создания эмбиент музыки

Ambient Synths. Обзор Ambient-синтезаторов для создания эмбиент музыки

Первая Ambient-музыка (эмбиентный – охватывающий, обволакивающий, успокаивающий, глубокий, расслабляющий, окружающий – прим. редакции pcsound.ru)  появилась с выпуском первых модульных синтезаторов и экспериментов с ними. Примеры эмбиент-музыки можно услышать в электроакустической музыки композиторов и художников, таких как Brian Eno (Брайан Ино), Wendy Carlos (Венди Карлос) и Jean-Michel Jarre (Жан-Мишель Жарр), а также в творчестве групп / коллективов, таких как The BBC Radiophonic Workshop, Tangerine Dream и Kraftwerk. В 90-х / 00-х артисты, в том числе The Orb, Enigma, Enya, Aphex Twin, Boards of Canada, Omni Trio, Autechre, Burial, Moby, Photek и KLF объединили минималистичные синтезаторы, сочные FX, сэмплы и текстуры с такими стилями, как house, techno, broken beat, downtempo и DnB. Но, вместо того, чтобы сосредоточиться на прогрессиях поп-аккордов и коротких 3:30 форм, получающиеся треки часто были более абстрактными и экспериментальными, различающимися по длине и сфокусированными на более глубокой атмосфере, более мрачном настроении и пространстве для размышлений, с причудливыми сэмплами и вокальными абстрактными звуковыми петлями (лупами).
Ambient синтезаторные звуки, как правило, требуют много реверберации и обработки, а также больше модуляции, чем, скажем, pop или funk звуки, но, как всегда, не существует жестких правил!

В этом руководстве мы расскажем о создании drons и pads, подкинем несколько идей для синтеза и обработки, обсудим противостояние аналоговых синтезаторов против цифровых синтезаторов в ambient-ключе. Изучим спокойные музыкальные миры, которые откроются нам в процессе создания ambient-патчей на синтезаторе, начиная с легких для понимания аспектов, заканчивая сложными.

Главные ингредиенты

Создание эмбиент (ambient) или атмосферных (atmospheric) звуков требует немного больше внимания, чем стандартный синтезаторный патч. В идеале нужно создать что-то, что звучит очень органично, часто с медленными атаками и длинными релизами. Создание эмбиентной музыки обычно требует хорошего понимания механики синтеза, поэтому убедитесь, что вы как можно лучше знакомы с волновыми элементами и вариантами модуляции вашего синтезатора.

Какой синтезатор подойдет лучше всего для создания ambient пресетов?

  • полифонический синтезатор (минимум 6 голосов)
  • полностью ручное всестороннее управление – чтобы любую настройку параметра можно было легко достать крутилкой на синтезаторе
  • поддержка различных типов модуляции
  • два LFO для движения
  • полноценный фильтр / усилитель ADSR для формирования тона
  • синтезатор должен поддерживать velocity (скорость) и aftertouch (послекасание)
  • арпеджиатор и секвенсор модуляции / записи движения.

С точки зрения программного обеспечения для создания эмбиент звуков VSTi подойдут:

  • Korg Legacy Collection Wavestation
  • Omnisphere
  • Absynth
  • Alchemy (теперь родные для Logic X)

Кроме этого, есть много более ранних аппаратных синтезаторов, таких как JD-800, SY77, Korg Z1 и M1, которые являются отличными вариантами.
Простейшие окружающие звуки, которые можно начать лепить, – это дроны, и, как только вы научитесь делать дрон-ноту, развивающуюся и продолжающую привлекать, вы можете применить эти знания к пэдам и более сложным атмосферным звукам. Полифоническая модуляция (как на синтезаторах, таких как Prophet-5/6 / Memorymoog / OB-6) может быть находкой для создания более интересных / душевных полифонических звуков.
Вообще говоря, наиболее часто используемые звуки в эмбиентной музыке – это теплые, воздушные пэды, патчи в стиле хора, развивающиеся дроны и пропитанные реверберацией низкопрофильные / ускоренные звуки электрического пианино и FM-звуки; но до тех пор, пока ваши звуки вызывают правильное настроение, вы на правильном пути!

Эффекты (цифровые или аналоговые) являются важной частью дизайна окружающего звука и часто становятся неотъемлемой частью звука, а не просто завершающим штрихом. Создаете ли Вы звуки непосредственно в DAW или на синтезаторе, будьте готовы использовать высокий уровень громкости при микшировании (по отношению к dry звуку), много tape delay, sustained хвостов реверберации (с затухающими высокими частотами), кольцевую модуляцию (для колоколообразных / металлических звуков), bit-reduction, плагины для симуляции винила и pitchshifter-плагины (чтобы сделать detune и lo-fi-up звука).

По сути, все, что у вас есть, способно вызвать сказочное, потустороннее окружающее эмбиент пространство!
Применяйте медленные эффекты модуляции: flanging, phasing, auto-panning и rotary-speaker.
Для барабанов: используйте мягкие аналоговые kicks бочки, отфильтрованные white или pink noise snares, resonant hats и lo-fi сэмплы / noise.

Все эти компоненты добавят больше человеческого или органического ощущения.
Веселитесь, экспериментируя!

Обратите внимание:

  • Функция HOLD у Арпеджиатора позволит сделать бесконечное удержание играемых нот, тем самым освободив Ваши 2 руки. Как вариант, можете вместо этого использовать sustain педаль.
  • Distortion, feedback и аудио модуляция улучшат звук, добавив ему зернистости. Можете использовать Аналоговый distortion (примочку-педаль для гитар), подключенный обратно в Input синтезатора (feedback) и FM-модуляция (или высокий rate у LFO) необходимы в данном случае.
  • Используйте Shape-Mod и PWM, потому что сухая одиночная волна звучит скучно. Но стоит добавить к ней LFO или evelope-driven PWM (или Shape Mod), как она зазвучит массивно и глубоко.
  • Используйте digital или hybrid синтезаторы для звуковой универсальности. Wavetable-синтезаторы более сложны, и также хороши для ambient-музыки (например, Waldorf Blofeld).  Векторные синтезаторы позволяют осуществлять морфинг нескольких звуковых слоев с помощью джойстика, например, Dave Smith Pro-2 или Prophet-12 способны делать wave-morphing.
  • Используйте высококачественный аппаратный reverb, например:
    • Boss RV-3
    • Eventide Time Factor
    • EHX Cathedral
    • Strymon BlueSky
    • TC Electronics Hall Of Fame
    • Ensoniq DP4 
    • Alesis Quadraverb

Создание Бурдона (drone-патча) с помощью синтезатора

Бурдоны (дроны) поддерживают и задают тон всей вашей композиции. Но как сделать их звучание интересным, сохранив привлекательность?
Далее для простоты (и чтобы ухо не резало) будем называть русскоязычный термин “Бурдон” англоязычным термином “Дрон”.

Хороший Дрон поддерживает настроение всего трека, позволяя гармонии свободно перемещаться над ним. Дроны, как правило, характеризуются длинной поддерживающей одиночной нотой или аккородом (часто в тональности главной root ноты трека), и говоря технически (в музыкальном плане), Дрон – это “нота педали”. Конечно, если ваш Дрон – это всего лишь один генератор без движения / модуляции, он скоро станет скучным для уха, поэтому далее мы рассмотрим некоторые инструменты, чтобы добавить движения Дрону.
Примечание. 12 dB (2-pole) фильтр обычно хороши для дронов, поскольку они имеют сплошной нижний предел (solid low-end), но все же пропускают некоторые высокочастотные гармоники / энергию даже при самых низких настройках среза (cutoff).

Вот несколько идей на этот счет: 

1. Возьмите 2 осциллятора (OSC) – saw или square, и немного расстройте их, добавив Detune.

2. Добавьте суб-осциллятор для глубины нижнего уровня: треугольная волна (triangle) – для более мягких низов, или квадрат (square) – для более определенного тона.

3. Отфильтруйте один из осцилляторов с помощью low-pass фильтра. Затем добавьте слой струнного оркестра, деревянных духовых или медных духовых инструментов для вайба. Смесь оригинальных осцилляторных волн вместе с сэмплами живых инструментов будет звучать гораздо богаче и приятнее человеческому уху.

4. Разделите ваш Дрон на 3 полосы частот (низкая / средняя / высокая) и обработайте каждый слой отдельно в вашем синтезаторе / сэмплере или на отдельных дорожках вашей DAW. Поэкспериментируйте с различными типами фильтров или эффектами на каждом слое, затем автоматизируйте.

Как создать ambient pad с нуля?

Пэды – важная составляющая амбиент музыки, и нет ничего страшного в том, что патч мы будем создавать с нуля.

Мы будем использовать Roland JD-XA, но эти принципы применимы для многих аппаратных и программных синтезаторов.

1. Инициализируйте патч (сделайте INIT)

2. Выберите треугольник (triangle) на OSC1 и квадрат (square) на OSC2.

3. Добавьте немного детюна (detune).

4. Примените LPF (low-pass filter) для более мрачной окраски звука.

5. Настройте AMP и FILTER ENVELOPES (огибающие) для мягкой атаки (soft attack) и длительного затухания (long release).

6. Настройте совместный баланс между filter cutoff, resonance и envelope.

7. Добавьте воздушно-звучащую digital / PCM волну и установите long release на amp / filter envelope, чтобы сделать немного плоским аналоговый слой.

8. Подкрутите volume между analog и digital слоями на свой вкус.

9. Добавьте немного Noise для зернистой структуры звука.

10. Добавьте еще один цифровой слой – сэмпл флейты. Отрегулируйте volume по вкусу.

11. Включите portamento.

12. Теперь сэмпл флейты включите в режим HOLD и отправьте полученный звуковой слой на фильтр, который модулируется с помощью LFO в режиме medium rate.

13. Добавьте эффект реверберации на весь пэд, чтобы звук получился более объемным и глубоким. Также добавьте немного Delay (если хотите). Reverb настройте так, чтобы его хвост был теплым (warm).

14. Для большего 3D-объема можете добавить Chorus. Затем поиграйте с балансом и панорамой каждого слоя: самый темный (darkest) слой оставьте в центре панорамы, а два оставшихся слоя – яркий и хриплый – спанорамируйте влево и вправо.

15. Наконец, продолжайте настраивать, “массируя” звук, пока он не сядет
именно так, как вы хотите. Сохраните свой звук, затем экспериментируйте с контроллерами (например, педаль послекасания и мод колесо) для контроля замирания слоя, уровня влияния, скорости LFO (или что вам подскажет Ваше воображение).


Как управлять слоями патча

При использовании цифрового ROMpler, попробуйте переключать velocity между слоями для ввода и вывода слоев. Используйте Aftertouch, мод колесо и педали, чтобы настроить несколько параметров одновременно на одном или нескольких слоях. Некоторые синтезаторы допускают модуляцию в реальном времени по параметрам эффекта для каждого слоя или части, поэтому поэкспериментируйте с настройкой реверберации dry / wet mix на каждом слое, затем управляйте модуляцией и текстурными эффектами слоя в режиме реального времени. Кроме того, попробуйте модулировать один слой через другой для extra текстуры (cross-mod). Поэкспериментируйте со смешиванием различных форм волн на нескольких слоях.

Как использовать полиритмическую модуляцию

Если ваш секвенсор может записывать / отправлять многополосную модуляцию без нот (multi-lane modulation), и имеет возможность размещать на дорожках различные лупы или умеет задавать разную длину шага (step length) для каждой дорожки, вы можете получить потрясающую модуляцию, которая дает более человеческое чувство. Сделайте граббинг (захзват) пары волн (аналоговых / цифровых), затем направьте (сделайте send) одну дорожку модуляции / (полосу модуляции) для управления фильтром в течение неравного количества шагов, а другую дорожку / полосу – для модуляции dry/ wet глубины реверберации (reverb depth)  за 3 или 7 шагов (например), до тех пор, пока у вас не случится что-то интересное. Синтезаторы, такие как Roland JD-XA, Elektron Analog Keys и Korg Minilogue отлично подходят для этого.
Теперь засэмплируйте результат, замедлите, растяните время и обработайте!

Как рандомизировать ваши звуки

Во-первых, используйте медленный LFO для модуляции высоты звука (pitch) одного Осциллятора (OSC1) для двух Осцилляторов (OSC1 и OSC2). Затем отправьте волну выборки и удержания LFO на фильтр в небольшом количестве. Если звучит слишком неровно, используйте «плавный переход» (fade in), чтобы сгладить края. Также попробуйте отправить второй LFO для модуляции некоторого белого / розового шума с длительным release, или используйте шум в качестве источника модуляции. Если секвенсор вашего синтезатора может записывать / отправлять модуляцию (без нот), запишите в реальном времени изменения параметров, а затем замедлите частоту ударов в минуту вашего секвенсора (BPM) для медленного  развития звука.

Как создать ширину и глубину

Из-за звуковой сложности окружающих звуков может быть сложно представить их в миксе. Чтобы создать глубину и больше трехмерной звуковой сцены, добавьте немного больше реверберации к каждому звуку, сохраняя тип фона, звуки централизованно спанорамируются в вашем миксе и немного отфильтруются для создания атмосферы. Тогда любые более яркие или более сухие звуки, естественно, будут выглядеть более откровенно. Дилеи, синхронизированные с темпом и с функций multi-tap (Tempo-synchronized multi-tap delays) также добавят ширину / пространство, в то время как автоматическое панорамирование от среднего до быстрого (с малой глубиной) может вносить ширину и движение в звуки. Попробуйте также поэкспериментировать с обработкой и эквалайзером своих ревербераторов.

Какой синтезатор подходит для создания ambient музыки – цифровой или аналоговый?

Когда дело доходит до фанка и соула, обычно используют аналоговые синтезаторы для пэдов и баса, но ambient музыка имеет гораздо более широкий и открытый звук, который охватывает разные стили. Поэтому цифровые FM-синтезаторы или волны, сэмплированные в ROMpler, являются идеальным вариантом.


Один из наших любимых синтезаторов для эмбиентной музыки – скромный FM-синтезатор Yamaha DX100 с четырьмя операторами. Он звучит шумно и грязно, но умеет сглаживать звуки. Добавьте внешнюю реверберацию, задержку (или даже лучше, Eventide Harmonizer) и Вы окажетесь в ambient раю! Переходя к современным синтезаторам, Behringer DeepMind 12 – убийственный ambient синтезатор – имеет на борту 12-голосный аналоговый движок, управляющий секвенсором и модулируемыми цифровыми эффектами, как и аналоговый MatrixBrute от Arturia с его модулируемыми аналоговыми эффектами. С точки зрения сэмплера: E-mu E6400, Akai S950 / S6000, Roland VP-9000 / V-Synth и Yamaha A5000 – отлично подходят для управления окружающими шумами и звуками. Наконец, флагманские синтезаторы, такие как Kronos, Montage и Nord Stage, также являются отличными эмбиент-машинами, позволяя загружать сэмплы и наслаивать их между собой (простыми словами, делать лейеринг) с помощью заводских движков и эффектов.

Создаем ambient loop с нуля

1. Инициализируйте патч. Удалите осцилляторы из микса и создайте звучащий щелчком аналоговый hat, используя только резонанс фильтра и filter / amp огибающие. Запишите полученные хэты в 4 такта со скоростью 75 bpm, затем нажмите «play».

2. Выберите цифровую волну, звучащую воздушно и легко. Запишите секвенцию открыто-звучащих аккордов, чтобы не сильно ограничивать тональность. Добавьте длинного release на amp и filter огибающие. И поверните filter cutoff немного вниз по вкусу.

3. Скопируйте дорожку хай-хэта с трека 1 на трек 4. Снижайте частоту среза LPF на оригинальном треке хай-хэта, пока хай-хэт не превратится в kickdrum. Запишите свои хай-хэта на 16-х нотах. Сбалансируйте уровень партий.
Далее – время для баса!

4. Сделайте dual-saw bass. Добавьте detune на OSC1 и понизьте его pitch на 1 октаву. Запишите басовую партию, чтобы она сочеталась с вашими аккордами. Смягчите атаку бочки, используя amp envelope. Сделайте send синхронизированного с темпом LFO на amp и filter полученного ранее пэда.

5. Добавьте партию лида в режиме portamento, используя заранее прогнанную через фильтр с небольшим резонансом пилу (filtered/resonant saw) и эффект deep phaser. Сделайте snare, используя white noise вместе с low-ish filter cutoff и длинным Release на Amp. Запишите полноценный beat. Далее запишем арпеджиированную пилу.

6. Выберите волну SAW, сделайте ее как можно короче и уже. Далее включите арпеджиатор. Запишите паттерн, который будет локанично звучать вместе с линией баса и аккордами. Добавьте tempo-synced delay или auto-panning. Теперь добавьте немного ревера на полученный микс и сохраните его!

Статья взята журнала Electronic Musician (May 2019) и переведена на русский язык редакцией pcsound.ru

About Author