От мечты до реальности: интервью с Икутаро Какехаси (Ikutaro Kakehashi), основателем компании Roland


Икутаро Какехаси
– мечтатель, который создавал различные инструменты для музыкантов на протяжении 57 лет. Он основал компанию Roland в 1972 году. Количество появившихся продуктов и инноваций от Roland просто ошеломляют! Буквально в каждой нише музыкальных инструментов Roland не остался незамеченным: клавишные инструменты, гитарные синтезаторы, драм-машины – и в каждом девайсе есть что-то умное, смартовое, независимо от того, в какой области музыкальной индустрии они применяются.

Все, кто знают “мистера Кей” (сокр. от Какехаси), скажут, что он отличный слушатель. Это выражается в том, как он говорит с музыкантами, которые пользуются его инструментами, прислушивается к их мнению и учитывает пожелания, которые воплощает в новых устройствах Roland. Вместо того, чтобы создавать инструмент ради инструмента (чтобы он был) или ради новой модной технологии, Икутаро всегда пытался выяснить, какие инструменты вдохновят музыкантов двигаться в сторону новых музыкальных стилей и направлений и будут помогать им выражать себя по-новому.

An Age Without Samples

An Age Without Samples

Икутаро Какехаси недавно выпустил книгу An Age Without Samples – Originality and Creativity in the Digital World (Эпоха без сэмплов – оригинальность и креативность в цифровом мире). В книге Икутаро говорит о том, что “сэмплинг” – это бизнес-модель, которая существовала в течение многих десятилетий. Времена меняются, сэмплы отходит на второй план, на их место приходят новые технологии синтеза, позволяя музыкантам быть более креативными и оригинальными.

Это настоящая честь поговорить с Какехаси-Саном. Его отдача и разнообразие девайсов, которые он сделал для музыки, вдохновляют. Заставить Икутаро говорить о себе было непросто. За его скромностью и спокойствием маскируется решительность и драйв! И эти качества характера позволили ему достичь громадных высот.

У вас есть техническое, инженерное образование? Вы музыкант?

Машиностроение. Не музыкант, хотя многие члены моей семьи музыканты. Наверное, что-то музыкальное от них мне передалось (улыбается).

Roland Rhytm Ace

Какой инструмент Вы разработали первым?

Машинка Rhytm Ace была первым устройством, которое я разработал для компании Ace Electronics. Также я стал сотрудничать с компанией Hammond. В этих двух компаниях было много акционеров, и было множество различных мнений насчет Rhytm Ace. Поэтому я решил отделиться и построить свою собственную компанию.

Вы пытались решить какую-то проблему, разработав Rhytm Ace?

В те времена подобные цифровые драм-машины были очень полезны для создания барабанов.

 


В то время у Вас были друзья-музыканты или Вы просто разрабатывали для своей семьи?

Просто для семьи и хороших друзей. Например, у меня есть хороший друг – музыкант и композитор Mr (Isao) Tomita. И множество других японских исполнителей.

Roland гораздо раньше стал разрабатывать аналоговые синтезаторы, но появление на рынке цифровой Yamaha DX7 стало значимым событием…

Думаю, что DX7 захватила рынок в то время, потому что была легкой по весу и портативной, у нее был свой уникальный звук, и кроме этого стоила недорого. Примерно через 2-3 года мы провели анализ и выяснили, что маркетинг DX7 увеличил продажи наших продуктов, таких как Juno 106.

Разработка чипа LA (который стоит в синтезаторе Roland D-50) началась после того, как DX7 появилась на рынке или до того?

Roland D-50 Rack

Roland D-50 Rack

Мы уже работали над чипом LA до появления DX7. Мне нравится, когда у меня есть идея для нового продукта. И особенно, когда я показываю ее людям, чтобы получить отзывы. Помните группу Toto? Steve Porkaro был клавишником. Когда он приехал в Японию, то захотел поиграть на наших клавишах. Ему очень понравилось. Мы это уловили и начали изобретать новый продукт. Много инструментов началось с Toto.

Steve P Microcomposer

Вы стали делать секвенсеры в 1972 году. Это благодаря Вашему интересу к драм-машинам или чему-то другому? Что заставило Вас создать устройство для записи музыкальных событий?

Мы рассматривали запись и секвенсеры как одно и то же. В начале, да – у них были разные цели. Мы думали, что Microcomposer подойдет людям, которые пользовались громадными модульными системами. Но на самом деле он очень хорошо продавался людям, у которых были синтезаторы. И Roland Microcomposer привнес много нового, особенно, когда его стали использовать композиторы кинофильмов.

По мере развития рынка коммерческих синтезаторов, Roland плотно взаимодействовал с Yamaha и Korg, или же вы развивались отдельно и были сильными конкурентами?

Да-да! Все были конкурентами, однако мы никогда не думали плохо об этом.

Что Вы думали тогда о разработке стандарта MIDI? Тяжело было адаптироваться к новому стандарту?

Я не думаю, что это было такой уж большой проблемой. До того, как MIDI стал стандартом, было много трудностей, которые то здесь, то там возникали… ДА, сначала было тяжело адптировать к стандарту, но это на самом деле было нужно и важно. Отрасль без стандартов не будет расти и развиваться. Нам нужны стандарты.

Что Вы думаете о себе как личности, которая внесла наибольший вклад в развитие и успех компании Roland?

Я думаю, что моя прямота и искренность послужили успехом, и ничего больше.

Но Вы также должны быть очень креативным…

Хм.. Надеюсь, что это так. (смеется) Сейчас я хочу помогать новичкам и молодым людям на нашем рынке, чтобы их продукты также пользовались успехом и популярностью. Это все. Люди могут творить и создавать новое. Новая личность всегда создает то или иное. Теперь в моих новых продуктах есть изюминка молодежи.

Продукт, которым Вы больше всего гордитесь это ATV aD5. Можете что-то рассказать про компанию ATV и их продукты?

ATV ad5 Drum Module

ATV ad5 Drum Module

Мы основали компанию ATV вместе с Makoto Muroi, который был со мной в Roland. Думаю, aD5 – новый шаг в отрасли драм-машин и перкуссии. Те же великие звуки, но новый технический подход. Если Вы мастерски играете, то можете создать новый звук. Думаю, что и Видео также очень важно, и ATV тоже занимается этим. Когда вы смотрите на большую сцену без картинки, сцена – это ничто. Главный аспект современной сцены – видео.

Jupiter 8 был одним из Ваших первенцев, до MIDI. И тогда JC120 стал первым усилителем со встроенным аналоговорым хорусом. А позже вы заняли огромную нишу барабанного рынка с вашими электронными барабанами. Столько много разных клиентов с разными перспективами и дисциплинами. Как Вам удалось управлять всем этим?

Я никогда не пытался управлять клиентами. Думаю, музыканты управляли мной.

Получается, что способность прислушиваться к клиентам – это залог Вашего успеха…

Да, верно.

Kakehashi и D50

Можете посоветовать что-то людям, которые выросли на ваших продуктах?

Думаю, что сегодня наиболее важным является живая музыка, живая игра на сцене. Это ключ к успеху. Один зритель или тысячи, не важно. Живая игра – ключ.

И последний вопрос на сегодня: что означает та картина, что позади вас?

В Японии когда человеку исполняется 80 лет – это праздник. На полотне хокку, признающий это для меня.


В главном здании Roland R&D Center в Японии, в городе Хамамацу есть частный музей, в котором представлены музыкальные инструменты Roland и BOSS с 1972 года, они охватывают жанровые музыкальные эпохи 80- и 90-х годов.
На видео ниже можно осуществить виртуальный тур в 360 градусов по этому музею, а также увидеть аэрофотосъемку фабрики Миякода и научно-исследовательского центра Roland.